Лечение неврозов
Как я лечу все виды неврозов, в том числе невроз, связанный с ритуалами, нервную анорексию, психосоматику (бронхиальная астма, нейродермиты). Основным принципом моего лечения является его ориентированность на достижение цели — излечения. Наш метод эффективно разрывал порочный круг переживаний, будь то невроз тревоги (паническая атака) или невроз навязчивости с ритуалами (ОКР). Пациент уже с первой беседы прекращает думать негативно о себе и окружающих, будущее начинает видеться положительно-реалистическим. Позитивная информация об излеченных пациентов, получаемая на индивидуальных беседах, на группах, при просмотре кассет “ПЗ” ("пациент-зеркало") помогает дезактуализировать переживания пациента и отбросить симптомы своего невроза. Достигнутый успех проведенного психотерапевтического воздействия мы оцениваем по отчетам пациентов о прошедших в процессе психотерапии изменениях, отчетам членов их семей, успехам продвижения по службе или учебе, конечно, по положительным изменениям, а также рассказу пациента после окончания курса психотерапии на занятиях психотерапевтических групп и полученных катамнестических сведений. Дать оценку полученного прогресса может психотерапевтическая группа и любой пациент, просматривающий кассету ПЗ. Особенно ценны для профессионалов, психотерапевтов и психиатров демонстрации пациентов, полностью закончивших курс психотерапии, на клинических конференциях клиники психиатрии, семинарах психотерапии и психиатрии в Москве, Риге, Санкт-Петербурге и других городах. Нашу психотерапию мы рассматриваем как эклектическую, применяя концепции и техники, заимствованные из различных ведущих психотерапевтических систем, методов и принципов, помогая пациентам изменить свое поведение, мысли и эмоции, и двигаться в направлении выбранных целей, учитывая конкретного пациента. Начиная с 1965 года, я стал регулярно демонстрировать на клинических конференциях, обществах психиатров, на Факультете усовершенствования врачей излеченных пациентов (невроз истерического круга ("панические атаки"), обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивости с ритуалами), пациентов с нервной анорексией и булимией, пациентов с психосоматикой (бронхиальная астма, нейродермиты, экзема, пациентов с аллергическими проявлениями, мерцательной аритмией, красной волчанкой, заиканием), а также с психогенными сексуальными расстройствами: все виды психогенной импотенции, фригидности, вагинизма, а также пациентов, успешно закончивших курс психотерапии по лечению гомосексуализма и трансвестизма, пациентов с другими половыми извращениями. Все это позволило убедить психиатров, психотерапевтов, сексопатологов оптимистично принять результат излечения. Комплексную методику психотерапии гомосексуализма, трансвестизма, транссексуализма и излеченных пациентов я демонстрировал на клинических конференциях. Впервые, начиная с 1964 года (первые публикации результатов 1968 года в Харькове) в СССР была разработана комплексная трехэтапная методика психотерапии гомосексуализма и сексуальной перверсии, приносящая истинные результаты. В дальнейшем мои излеченные пациенты демонстрировались на обществе невропатологов и психиатров, а потом на заседаниях общества психиатров, секциях психотерапии на Факультете усовершенствования врачей Медицинской академии. Заседания общества вели профессора Н.В. Иванов, В.К. Смирнов, Л.Н. Косимова. Наши демонстрации пациентов с длительными успешными результатами проводились на курсах усовершенствования врачей, мастер-классах по психотерапии, неоднократно проводимых для врачей-психотерапевтов, психологов и психиатров. Представление о том, что люди научаются посредством наблюдения за другими людьми, существует со времен Платона. Научение в большой степени заключается в выборе наилучших образцов, когда люди могли бы видеть представленные модели и подражать им. У нас моделью становятся пациенты, успешно излечившиеся, и "пациент-зеркало" (ПЗ). Человек имеет склонность подражать действиям других. Научение происходит и через взаимодействие самого пациента со средой (индивидуальные встречи с новичком-пациентом в кабинете, обучение с психотерапевтом, просмотр и обсуждение кассет ПЗ, присутствие на групповых занятиях, где регулярно выступают излеченные пациенты, имевшие клинику новичка-пациента). "Если имитационное поведение подкрепляется, оно может быть усилено, как и любое поведение" (Миллер и Доллард 1941). Но научение через наблюдение является, прежде всего, когнитивным процессом, в котором участвуют ряды свойств, присущих только человеку, таких как язык, нравственное мышление, саморегулирующее поведение (Бандура 1965). Свои взгляды на то, как лечить неврозы, психосоматические болезни, сексуальные расстройства (импотенция, фригидность, перверсии, гомосексуализм и транссексуализм) я передаю через кассеты ПЗ, выступающих излеченных пациентов, доношу до новичка-пациента достоверную, разубеждающую информацию, предлагая ценный, мощный опыт излеченных мною пациентов. Новички-пациенты учатся наблюдать и видеть общее в конкретном случае и конкретное в общем, люди научаются любым правилам или принципам, показанным на многочисленных ярких примерах излеченных пациентов на психотерапевтических группах. Из предложенной информации находят и изобретают новое свое, или, рассмотрев свое заболевание с различных точек зрения, решают свои проблемы, как это сделали другие излечившиеся пациенты. Излечившиеся пациенты становятся для новичка внутренне осмысленными стандартами, помогают новичкам формулировать личный стиль и дальнейший личностный рост. Роль психотерапевта состоит в том, чтобы помочь новичку-пациенту по-новому творчески посмотреть на уже полученную ценную информацию, и практически показать ему, как происходит это научение. Предлагаемая информация описывает и объясняет сложное, превращает это сложное в более понятное. Кассеты ПЗ «Излеченные пациенты» на группах развивают у новичков умение:
1. мыслить практически;
2. сортировать, выбирать на деле более похожее;
3. точно оценивать предлагаемую информацию;
4. оценивать предложенные идеи и факты;
5. соотносить приобретенную информацию со своими ценностями, становясь гибким хозяином обстоятельств.
Каждая кассета ПЗ, каждый излеченный пациент показывают новичку-пациенту проложенную дорогу к излечению, и новичок уже на первой беседе начинает четко представлять эту дорогу и будущий успешный результат психотерапии. Если вы представляете, куда вы идете, вам лучше следовать этим путем. Уже посмотрев первую кассету ПЗ, новичок делает выводы: «Психотерапевт его понимает». Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, такие они только в нашей оценке. У новичка на первой беседе под влиянием ПЗ меняется мнение о значении своих симптомов невроза и о своих «проблемах». Курс лечения становится краткосрочным.