Динамическая эклектическая методика психотерапии шизофрении «Нижегородская модель»
25/06/2013Родоначальником нижегородской школы психотерапии был профессор Н.В. Иванов, 1954-1976 гг. Его ученики усовершенствовали психотерапевтические методы психотерапии, которые включали в себя индивидуальную и коллективную (групповую) психотерапию, психоаналитические приемы, в том числе и других психоаналитиков с доброжелательным отношением, со всеми известными психотерапевтическими теориями, с отбором самого лучшего, что быстро работает.
«Нижегородская модель» психотерапии больных шизофренией входит в комплекс приемов реабилитации психически больных. В дневном стационаре на 150 мест работает одновременно 5 психотерапевтов. Так, одну группу психотерапии ведет гештальт–терапевт, вторую – арт-психотерапевт и музыкотерапевт. Больные с шизофренией параллельно посещают четыре группы больных с неврозами. Наконец, специальную ежедневную группу проводит психиатр-психотерапевт, музицируя со своими пациентами - больными шизофренией. Группа слушателей – пациенты дневного стационара. «Свои музыканты» исполняют джазовые композиции дуэтом, трио, квартетом (фортепьяно, скрипка, альт, гитара). Исполняются произведения российских композиторов, также организуются спонтанные исполнения хором популярных песен (доктор И.П. Сафронов). В комплекс «Нижегородской модели» входят посещение в каждое воскресенье «ТОРТ-группы» (совместное чаепитие, слушание музыки, просмотр видеофильмов, танцы). Два раза в неделю в спортивном зале проводится занятие по физическому самоусовершенствованию. Уже по подготовке пациента в группе пациенту демонстрируют видеозапись с «ПЗ» прошлых или настоящих групп, где подчеркивается важность регулярного посещения группы. Мы всячески показываем пациенту, что все действия психотерапевтов направлены прежде всего на интересы пациента. Со временем из группы выделяются отдельные подгруппы, а порой возникают пары, которые находят большее удовлетворение от общения друг с другом. Мы приветствуем действия таких пациентов, когда они начинают встречаться не только на занятиях группы, где пациент открывает себя другим и самому себе, свои проблемы – это лучше, чем испытывать ощущения отверженности, ненужности или горького одиночества. Члены подгруппы не пренебрегают целями всей группы. Идет процесс от неумения или нежелания раскрыть свои чувства до активного участия в лечебных дискуссиях вплоть до налаживания утраченных прежде сексуальных отношений, улучшение социально-функционального качества жизни, формирование адекватных навыков поведения общения, умение справиться со сложными ситуациями, приобретение различных социальных навыков, активизация жизненной позиции.